?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В предыдущих статьях и обсуждениях я обещал, что раскрою тему еще одного способа эмиссии денежных средств Центробанками, а именно через выкуп гособлигаций. Тем более сейчас подходящее время, - как раз в Еврозоне Глава ЕЦБ Марио Драги объявил о запуске первого в истории ЕС QE (Quantitative Easing = Количественно смягчение). Сразу же среди "экспертов" пошли рассуждения, а хорошо это или плохо для Евросоюза. Думаю нет смысла углубляться конкретно в объяснение того, что это за процесс, но несколько слов сказать все же придется.

Для ликбеза можно прочесть вот эту статью под названием "Как объяснить своей бабушке, что такое количественное смягчение" - http://smart-lab.ru/company/xcfd/blog/232322.php. А объяснять приходится. Я, к сожалению не большой эксперт в европейской экономике, но вот о том, как это происходит в ФРС США мы обязательно поговорим чуть ниже. Сейчас же стоит сказать пару слов о наших "любимых" "экономистах" (к слову, я согласен с утверждением, что экономика - это не наука, в отличие от точных наук - ведь мировая финансовая система постоянно видоизменяется, правительства и госбанки постоянно наступают на грабли, ищут пути решения, применяют новые методы, вроде QE, и до сих пор не имеют единого мнения о том, как все должно быть в этой самой экономике устроено).

Как я уже писал в комментариях к предыдущей статье, у меня складывается устойчивое впечатление, что на умы отечественных "экспертов" в области финансов и экономики, оказали влияния такие фильмы, как "Дух времени" или "Деньги, пирамида долгов". То и дело я слышу из уст выступающих в "ящике" фразы из этих роликов. Они искренне убеждены, что США является мировым злом, а ФРС это организация, которая подконтрольна Ротшильдам и Рокфеллерам (хотя никогда таких фамилий и близко не было в структуре управления Федрезерва. Вот страница на сайте ФРС, где можно посмотреть имена и фамилии ВСЕХ членов правления Феда начиная с 1913 года - http://www.federalreserve.gov/aboutthefed/bios/board/boardmembership.htm. А о структуре этой организации подробно было расписано в предыдущей части моих "Экспертов" - http://prince-ux.livejournal.com/48451.html). Более того, мы уже убедились на примере Швейцарского Национального Банка, что даже будучи совершенно частной струтурой в виде акционерного общества, да и еще с огромной инсайдерской долей в 6% в руках одного человека, Центральный банк может быть крайне социально-полезной организацией. Точно так же это происходит и в США, и об этом я тоже писал. Все процедуры и действия того же ФРС - абсолютно прозрачны, подконтрольны государству, и работает ФЕД исключитально на благо общества. Стоит только немного копнуть в этом направлении и разобраться.

Но нет же, с упорством глупца "экономисты" не перестают повторять, что и ФРС и доллар - это мировое зло, от которого следует немедленно избавляться. Тем временем само российское правительство продолжает удерживать часть этого самого пресловутого американского долга - http://www.treasury.gov/ticdata/Publish/mfh.txt, и даже грозит США чуть ли не войной, если из-за санкций Россию отключат от системы SWIFT (пока в истории есть только один случай - Иран в 2012 году), продавая свои ресурсы за американскую валюту. В "Духе времени" и т.п. фильмах есть момент, когда говорят, что Центробанк создает, к примеру, один доллар, но просит вернуть его с процентам, и в этом, якобы кроется самая большая и вопеющая несправдливость мировой финансовой системы. На самом деле это не так. Авторы фильма просто не стали говорить о том, что и на рынке постоянно появляются новые товары. Более того, один и тот же товар может создавать очень длинную цепочку прибавочной стоимости в цикле разработка-производство-аутсорсинг-реклама-дистрибьюция-ритейл-сопутствующие товары-и т.д... Один только "условный айфон" на разных стадиях - от идеи до потребителя, порождает прибавочную стоимость. И вот как раз, если бы до сих существовал золотой стандарт, то невозможно было бы добиться развития такого экономического и социального прогресса. Это было бы просто не возможно - элементарно не хватило бы на всех денег, а значит развитие технологий, и вся мировая торговля не показывали такой динамики, как сейчас. О том, чем подкреплен доллар, мы уже так же говорили - спросом на товары, которые можно за этот самый доллар приобрести.

И все же есть товарищи, которые продолжают верить в мифы. Вот один из таких. И я бы не обращал внимания на вот такого вот "знатока", если бы его не приглашали иногда вставить свои 5 копеек на РБК. Как раз про таких вот "экспертов" я и говорил выше. Человек в своих трансляциях упорно утверждает, что доллар это зло, и что "Америка нагнула ЕС на ненужное для последней QE". Оказывается, бороться с дефляцией Евросоюзу не стоит, и что вводить QE тоже - что это все сплошной обман, настроенный против европейских граждан. Специально для таких как он поясню, что это может сперва показаться парадоксом, однако на самом деле отсутствие инфляции (дефляция) - это действительно враг для экономики. Как так, ведь цены на товары снижаются, а значит для людей это хорошо? Но такое положение дел остается недолго из-за дефляционной спирали. Как это происходит? Потребители начинают мыслить примерно так: зачем мне покупать товары сейчас, если они дешевеют, лучше свои лишние деньги я куда-нибудь вложу. Это приводит к снижению спроса, а следовательно и к снижению объемов продаж компаний. Те, в свою очередь вынуждены сокращать производство и издержки, что приводит к росту безработицы, и тогда начинается товарный дефицит, а люди, потерявшие работу, уже не могут покупать товары, что ЕЩЕ БОЛЬШЕ снижает продажи. Приводит все это к кризису. Когда же существует умеренная инфляция, то это стимулирует спрос, и люди двигают экономическую машину своими покупками, ведь лучше купить товар сегодня, так как завтра он будет стоить дороже. Вот и получается, что в финсансовом секторе начинают раздуваться пузыри, в то время как реальная экономика из-за этого начинает страдать.

Вот мы и подобрались плавно к самому QE. Для чего Центробанкам включать станок? Тут все дело в том, что и в США и в ЕС ФРС и ЕЦБ стимулируют свои экономики низкими ставками процентов. Получается ситуация, когда ставки уже снижать и так некуда, а экономическая активность (прибавочная стоимость товаров и услуг, рассмотренная выше) должна быть обеспечена необходимым объемом денежной массы. Можно конечно и не заниматься допэмиссией, однако тогда придется наполнять бюджет за счет КРАЙНЕ не популярных мер - поднятиея налогов. Для любого правительства поднятие налогов для населения автоматически равняется невозможностью переизбрания, поэтому на такой шаг идут крайне неохотно. Так нужно или не нужно ЕС проводить количественное смягчение? Конечно НУЖНО! Налоги во Франции, Греции и других странах и так очень высокие, социальные программы сокращаются, а ставки финансирования ЕЦБ практически равны нулю. Вот и наступил момент, когда только QE - это способ одновременно побороть и дефляцию, и погасить долги таких стран, как Франция. Говорить о Европе в контексте QE пока рано, так как программа еще даже не запущена, но мы уже можем посмотреть на истории, как подобные действия осуществлялись в Штатах. О том, как количественное смягчение происходило в США, и как Федрезерв стимулировал экономику через выкуп облигаций поговорим дальше.


Как мы помним, регулировать количество денег в экономике ФРС может тремя способами: 1) Через ставку процента; 2) Ставку резервирования; 3) Операции на открытых рынках. Если первые два метода мы уже рассматривали, то об операциях на открытых рынках еще не говорили. Стоит отметить, что всеми так нелюбимый американский госдолг создает вовсе не ФРС (если кто не знал), а Госказначейство США (в нашем понимании - Министерство финансов США). ФРС может только влиять на Federal Funds Rate (на учетную ставку) через операции на открытых рынках, чем и занимается FOMC (комиссия по открытым рынкам).

Слева изображен график динамики учетной ставки США, взятый со страницы Резервного Банка Сент-Льюиса - ставки, по которой банки осуществляют заимствования друг у друга. Эта ставка устанавливается на рынке сама, исходя из спроса и предложения. FOMC только имеет свою Target Fund Rate (какой бы они хотели бы видеть учетную ставку исходя из экономической ситуации в стране), и пытаются подтянуть реальную рыночную ставку к желаемой. Для этого они и осуществляют операции на открытых рынках - покупая или продавая гособлигации. Если денег в экономике слишком много, то FOMC выкупает облигации, уменьшая таким образом денежную массу, а следовательно и влияя на учетную ставку.

В чем отличие между ставкой процента и учетной ставкой: первую устанавливает ФРС, вторую - рынок. Ставка процента - это ставка под которую Фед сужает деньги банкам, а учетная ставка - межбанковская рыночная ставка (на которую так же влияют действия ФРС). Коротенько, понять как это работает  можно из ролика ниже, взятого из этой статьи на Инвестопедии.



Если Федрезерв может выкупать облигации, почему он не может просто тупо ("взять и поделить" - как говорил Шариков) взять и скупить все Государственные облигации Казначейства и таким образом лишить США тяжелого долгового бремени? А не может он этого делать по закону - http://www.federalreserve.gov/faqs/money_12851.htm. ФРС ЗАПРЕЩЕНО кредитовать правительство напрямую! То есть все, что может сделать с государственным долгом американский центробанк - это покупать облигации на ВТОРИЧНОМ рынке, тоесть у обычных инвесторов.

А инвестором американской экономики может быть абсолютно любой желающий, достаточно зайти на сайт Казначейства, и приобрести нужное количество облигаций - http://www.treasurydirect.gov/indiv/products/prod_tbonds_glance.htm. К слову о долгах, нужно так же понимать, что внешний долг - это общая задолженность страны, а вот как раз государственный долг - это и есть та часть, которую правительство должно своим кредиторам (но не об этом сейчас). О долге мы говорили во 2-й части "экспертов" - http://prince-ux.livejournal.com/46079.html. Кстати, структуру Госдолга США за 2014 год можно посмотреть здесь - http://www.treasury.gov/ticdata/Publish/debta2014q2.html.

Вообще в США очень давний и очень развитый долговой рынок. На сайте американского Госказначейства даже есть раздел для детей, где с малых лет можно учиться инвестированию и финансам - http://www.treasurydirect.gov/kids/art/art.htm. Так же огромная пропаганда займов всегда велась в США и во Вторую Мировую войну, и в мирное время. Некоторые примеры рекламы облигаций на телевидении представлены в ролике ниже.



Итак, чем занимается ФРС: 1) Регулирует Discount Rate (ставку процента); 2) Устанавливает ставку резервирования (регулирую через мультипликационный эффект количество денег в экономике); 3) На открытых рынках скупает и продает облигации и другие бумаги, чтобы повлиять на процентную доходность по облигациям и повлиять на учетную ставку; Другими словами, осуществляет денежно-кредитную политику, регулируя количество денег в обращении, влияя на инфляцию, занятость и другие экономиечские показатели.

Так вот, возвращаясь к нашему QE, этот метод применяется ТОЛЬКО тогда, когда все вышеперечисленные способы уже не являются эффективными. И как бы этого не хотел слышать один из так называемых "экспертов", который говорил, что количественное смягчение - это ненужная ерунда, а дефляция это хорошо для народа, именно риск и страх перед дефляцией заставил ФРС США прибегнуть к повторному QE. Вот эта статья на Bloomberg красноречиво об этом свидетельствует - http://www.reuters.com/article/2011/10/26/us-usa-economy-deflation-idUSTRE79P7FV20111026.

QE способен насыщать экономику деньгами, когда ставки и так на крайне низком уровне, и дальнейшее их снижение просто не возможно. А для чего это нужно, мы уже обсуждали в начале этой статьи - экономика США растет стремительными темпами, чистая прибыль компаний находится на исторических вершинах, равно как и фондовый рынок. И вот как раз количественное смягчение и является в подобной ситуации необходимой мерой. Скриншот слева показывает нам как ФРС увеличивал денежную массу, и по-сути, спасал американскую экономику от 1) ипотечного кризиса, 2) дефляции, 3) кризиса ликвидности. Вот еще одна статья, которая более менее хорошо описывает QE, как являение - http://www.forextimes.ru/foreks-stati/qe-quantitative-easing-ili-kolichestvennoe-smyagchenie-ks.

Поэтому, подытоживая все вышесказанное, хочется отметить, что это далеко не полное описание того, как работает американская финансовая система. Это крайне интересная и удивительно слаженная структура, где финансовые, долговые, фондовые рынки, банки, компании и т.д и т.п.  являются необходимыми структурными элементами процветающего государства. В дальнейших статьях, возможно мы рассмотрим некоторые правительственные программы, вроде финансирование образования, социальные программы, пособия по безработице, финансирование проектов, гранты, огромный рынок страхования, медицинские программы и т.д. и т.п. Все сразу и не перечислишь, и все это крутится в огромной экономической машине под названием экономика США. Ну а что касается QE, то надеюсь теперь вы точно сможете объяснить своей бабушке, что же такое количественное смягчение))



Top-100 блогов инвесторов, <br ></img>трейдеров и аналитиков

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
desyaty
Jan. 26th, 2015 10:05 am (UTC)
Обычно так называемые "эксперты" сыпятся еще на том, что в ссудный процент обычно закладываются риски не возврата долга. У них на этом обычно рассуждения клинит. А когда начинаешь намекать на аналогию процента по кредиту с IRR, у них вообще все аргументы заканчиваются, ну не могут они понять, что банк это такой-же бизнес, только товар другой. ((:

Ну а статься просто великолепна! Некоторые нюансы были не известны! Спасибо большое за труд, всегда приятно читать Ваш блог! (:
prince_ux
Jan. 26th, 2015 11:31 am (UTC)
Мне в личку иногда пишут люди, просят объяснить на пальцах, и я всегда так и объясняю, что деньги - это точно такой же товар, как и любой другой, только более ликвидный.

Да что там, даже по трейдингу приходится говорить, что Profit Factor Ваших торговых показателей - это важнейший коэффициент, как норма прибыльности в бизнесе. Кто будет иметь более стабильные финансовые показатели, предприниматель с доходом в 10 тысяч долларов в месяц и постоянными издержками в 3 тысячи долларов в месяц, или же предприниматель с 8 тысячами дохода и 5 тысячами издержек. Пока не приведешь этот пример, все носом крутят, - "зачем оно нужно" говорят)

Всегда пожалуйста)
(Deleted comment)
prince_ux
Jan. 26th, 2015 12:50 pm (UTC)
Хорошо, постараюсь написать на эти темы. Вообще-то говоря, Обаму в США называют что-то сродни нашему "сказочник" как раз за Obamacare, иммиграционную реформу и другие обещания, которые он никак не может провести в Конгрессе, не говоря уже о Сенате.

Однако и без этого в США очень развита социальная инфраструктура, помощь бизнесу, здравоохранение, пособия по безработице и т.д. На всякий случай, если кто-то еще в танке и скажет, что "ну конечно, печатают сколько им вздумается долларов и все могут себе позволить", надеюсь предыдущие статьи ответили на некоторые основные моменты эмиссии в США.
prince_ux
Jan. 26th, 2015 12:52 pm (UTC)
Для ликбеза можно посмотреть хотя бы последнее выступление Обамы в Конгрессе. Там очень доходчиво справа синхронно с его словами предоставляется инфографика ситуации в стране, реформ, развития и т.п.

(Deleted comment)
prince_ux
Jan. 26th, 2015 02:04 pm (UTC)
Насчет энергетической отрасли я не согласен. Это далеко на самая передовая отрасль в США.

Вот взглянем на сайте американского статистического бюро данные по структуре ВВП США за 2 квартал 2014 года - http://www.bea.gov/newsreleases/national/gdp/2014/pdf/gdp2q14_3rd.pdf. Страница 8, строка 12 Gasoline and other energy goods. Как видим, ее доля составляет 410,1 миллиард долларов.

По данным Всемирного Банка ВВП США сейчас составляет 16,8 триллионов долларов - http://www.tradingeconomics.com/united-states/gdp.

Получается, что энергетика это всего 2,44% от американского Валового продукта.
(Deleted comment)
prince_ux
Jan. 26th, 2015 03:33 pm (UTC)
Что касается занятости, заходим на страницу Американского бюро занятости с документом, который так и называется "Прогноз рынка труда 2012-2020" - http://www.bls.gov/opub/mlr/2012/01/art4full.pdf (это говоря, к слову и о "прогнозах на будущее", примеры которых я уже приводил во 2 части "экспертов", где давал ссылку на прогноз бюджетного комитета по ВВП до 2020 года - http://prince-ux.livejournal.com/46079.html).

Так вот по документу, нумерацию будем использовать ту, которая есть в файле. Итак, на 66 странице смотрим, что прогноз на самую большую динамику роста по отраслям дается на такие сектора, как: здравоохранение, образование и бизнес услуги. Именно эти профессии будут самыми востребованными в США.

Далее на странице 70 смотрим самые быстрорастущие отрасли занятости в американской экономике: все те же Health care and social assistance, производство и так далее. Интересно, что программисты по востребованности к 2020 году будут занимать лишь 5 и 9 строчки.

А вот как раз промышленность будет иметь самую большую безработицу. Most rapidly declining.

Edited at 2015-01-26 03:38 pm (UTC)
(Deleted comment)
prince_ux
Jan. 26th, 2015 04:05 pm (UTC)
Это же прогнозные модели. Математика - царица наук. Посмотрим как раз через 5 лет, как отрабатываются в США госпрогнозы. И снижение цен на нефть, уверен, там так же учитываются. И даже будущий рост нефти тоже)

Алгоритмы экстраполяции и прогнозирование используется даже в google трендах по динамике тех же поисковых запросов - http://www.google.com/trends/explore#q=NBA&cmpt=q&tz= (нажав на кнопку прогноз получим экстраполяцию. NBA просто для примера сезонности).
(Deleted comment)
saw_trade
Jan. 26th, 2015 07:10 pm (UTC)
Поржал конечно, с тех парней из видео, особно прикол с монеткой, это жесть:
http://youtu.be/Vrz1GXr7AAo?t=8m7s

Ну и "трейдер" этот из Москвы, то же "пенный" чувак:
http://youtu.be/Vrz1GXr7AAo?t=11m47s
prince_ux
Jan. 26th, 2015 09:05 pm (UTC)
Этот, кстати, еще не плох, у него арбитражные роботы, сайт, инвесторы, и стейтмент он показывал. Там у них другой чудик есть - каналы чертит, и считает, что этому мастерству обучен только он. Правильно кто-то назвал подбное явление "Транспортир Кашпировского" - http://smart-lab.ru/blog/232619.php
wygdo
Jan. 30th, 2015 10:15 pm (UTC)
Я не спец во всем этом, но вот один вопрос меня последнее время все больше не может оставлять равнодушным, вы приводите массу умных графиков, отчетностей и прочего, но как, как им можно безусловно верить, вы сами верите что эти все графики составленны на реальных данных, а не подгоняются и ничего общего с реальным положением дел не имеют.
prince_ux
Jan. 30th, 2015 10:37 pm (UTC)
Ну, во первых, лично я только пишу об экономике, сам я финансовый квант, и занимаюсь на рынке исключительно математическими моделями. Про макроэкономику пишу, так как вижу, что люди совсем в ней в рунете не разбираются.

Что касается достоверности данных, то в США, как вы знаете, развитая система прецедентного права, а значит если закон применяется к кому-то, то это относится ко всем. На рынке за соблюдением законности в финансовых отчетах следит SEC (Security Exchange Comission - Комиссия по ценным бумагам), почти каждую неделю наказываются компании за различные манипуляции. В том числе такие гиганты, как JP Morgan, Goldman Sachs и другие.

Для комиссии выявление нарушений - их хлеб. Есть другие регулирующие органы, и если Вы заподозрили своего брокера в нечестности, то FINRA или другие регуляторы с радостью, как цепной пес, набросятся и разорвут в клочья этого брокера. Их юристы только и ждут, с кого бы стянуть многомиллионные штрафы. http://www.sec.gov/about/whatwedo.shtml#laws

Это же касается и неуплаты налогов, других нарушений и т.п. В США с этим всем очень строго. Даже лжесвидетельство карается по закону. Этим и отличается правовое государство от марионеточного. Вообще любые законы США можно найти на сайте Корнелла. http://www.law.cornell.edu/uscode/text/18/part-I/chapter-47
( 16 comments — Leave a comment )

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com